Решение для тех, у кого Google Analytics и Google Tag Manager заблокированы Роскомнадзором

6
882

Как обезопасить свой бизнес от потери данных в Google Analytics и Google Tag Manager из-за блокировок РКН?

В чем проблема?

Согласно нашим подсчетам, около 10% запросов к Google Analytics и Tag Manager приводят к возникновению ошибок. Это связано с тем, что определенное количество IP адресов этих сервисов оказались в списке подсетей, заблокированных РКН.

Как это связано со мной?

Пользователи обратили внимание на серьезные задержки в загрузке сайтов, на которых размещены теги GA или GTM. Подобных сайтов в России уже более 500 000.

Аналитики и маркетологи также ощутили последствия блокировки:

  1. В Google Analytics и Tag Manager не открываются или открываются с ошибками панели управления.
  2. На сайтах не срабатывают теги рекламных сервисов, если они были добавлены с помощью GTM.
  3. В GA не попадает часть данных о поведении пользователей на сайте.

В результате потери данных о поведении пользователей наблюдаются искажения метрик в GA, а также в отчетах Google Sheets, Data Studio и остальных приложениях, получающих данные из GA. К примеру, это может привести к потере части транзакций.

Поможет ли VPN?

Как показывает опыт, в подобных ситуациях большинство пользователей воспользуется VPN, который поможет также маркетологам и аналитикам — они смогут открывать панели администратора GA и GTM без сбоев. Проблема в том, что VPN не даст возможность полноценно восстановить сбор данных, что ощутимо снижает ценность GA. Тем более, что существует вероятность полного прекращения сбора данных.

Чем можно заменить Google Tag Manager и Google Analytics?

Начнем с GTM, для которого существует немало альтернатив. Взять тот же DigitalDataManager. Проблема в том, что при переходе на любое альтернативное решение придется перенастраивать все теги с нуля, а в dataLayer нужно будет сменить формат данных.

Вариантов замены GA также достаточно, тем более, что есть Яндекс.Метрика, которая находится на втором месте в мире по доле рынка. Но и тут не все гладко: придется заново внедрять коды отслеживания на сайт, переобучать персонал. Кроме того, будут утеряны все исторические данные и готовые интеграции, а отдельные функции GA уникальны и недоступны в остальных сервисах аналитики на бесплатной основе.

Конечно же, эти проблемы можно решить, но придется потерять немало времени и денег, особенно, если заниматься данным вопросом так срочно.

Стоит ли попробовать проксирование запросов к GA и GTM?

Да, стоит. Из своего опыта можем сказать, что перенаправление трафика через выделенный сервер — хорошее и быстрое решение для больших и средних сайтов. Так запросы с сайта сначала попадут на ваш сервер, а далее — по Measurement Protocol в GA.

Сделать это можно, заменив на сайте домен, с которого происходит загрузка скриптов gtm.js или analytics.js. Вот пример, как это сделали мы:

            
<!-- Google Tag Manager -->

<script>(function(w,d,s,l,i){w[l]=w[l]||[];w[l].push({'gtm.start':
new Date().getTime(),event:'gtm.js'});var f=d.getElementsByTagName(s)[0],
j=d.createElement(s),dl=l!='dataLayer'?'&l='+l:'';j.async=true;j.src=
'https://google-analytics-suite.bi.owox.com/gtm.js?id='+i+dl;f.parentNode.insertBefore(j,f);
})(window,document,'script','dataLayer','GTM-XXXX');</script>

<!-- Google Tag Manager -->
            
          

Мы многократно использовали этот способ, чтобы помочь нашим клиентам, поэтому делимся чеклистом при настройке прокси-сервера:

  1. Проверьте при выборе хостинга, доходят ли запросы с сервера до сети Google, и не заблокированы ли IP, которые выдаются хостером.
  2. Убедитесь, что при получении запроса к gtm.js или analytics.js ваш сервер запрашивает такой же файл и с сервера Google, а далее производит замену доменов Google в ответе на адрес вашего сервера. В этом случае запросы к вспомогательным скриптам также будут направлены к вашему серверу.
  3. Укажите IP и user-agent клиента при получении хита. В таком случае Google Analytics будет отображать в локациях посетителей не только ваш офис.
  4. Подключите SSL-сертификат и настройте 307-е редиректы для http-запросов.
  5. Убедитесь, что ваш веб-сервер также использует ipv4 при проксировании запросов к Google-сервисам, если ваш сервер использует ipv4.
  6. Используйте keepalive, чтобы экономить на сетевых подключениях.
  7. Помните, что POST-запросы через Measurement Protocol могут уходить с пустым телом, а все данные окажутся в URL.
  8. Настройте мониторинг, чтобы не лишиться львиной доли своих данных, если на сервере возникнут сбои.

Что в итоге?

Многие компании ощутили последствия блокировок на себе, а некоторые даже задумались о создании собственной системы аналитики. Такое решение могло быть застраховать компанию от определенной доли рисков, но всех проблем это не решает. Взять хотя бы отношения с иностранными партнерами, которые можно удобно контролировать с помощью Google Analytics. Да и разработка собственной системы — это довольно трудоемкий процесс, требующий немало затрат и времени.

С учетом всего сказанного выше, мы советуем нашим клиентам отправлять копию данных Google Analytics в хранилище, которое принадлежит им. Это могут быть облачные решения от Google BigQuery, AWS RedShift или внутренние сервисы ClickHouse, HP Vertika.

Вас также могут заинтересовать