Кто владеет вашими данными

4
190

В статье рассмотрены задачи по обработке данных в e-Commerce проектах, а также сформированы критерии оценки качества работы с ними.

За последние годы объем оцифрованных данных о действиях покупателей стремительно увеличился. Информация о заказах и покупателях и раньше собиралась ритейлерами в CRM и программах лояльности. Но благодаря интернету появилась информация о более ранних этапах воронки продажи — о том как покупатель выбирал товар и откуда о нем узнал.

Возможность анализировать эти данные позволяет лучше понять своего покупателя, найти узкие места в воронке, и повышает качество управленческих решений в компании в целом.

Но обилие данных часто создает иллюзию о том, что бизнес ими владеет. Давайте разберемся в том, что значит по-настоящему владеть данными.

Вы правильно собираете данные?

Для начала информация о действиях пользователей должна регистрироваться и сохраняться в доступном вам хранилище. При чем отдельно от «шума», который может уменьшить ценность любых данных. Скорее всего вы уверенны, что у вас в проекте с этим все хорошо, поэтому буквально два вопроса для самопроверки:

Собираете ли вы информацию о том, в каком блоке на сайте посетитель увидел товар?

Отфильтровываете ли вы посещения от сотрудников на сайте, от ваших пользователей?

Если ваши клиенты подают вам сигналы, но вы не сохраняете их — вы не владеете этими данными.

Собранные данные объединены?

Обилие сервисов и ПО, в которых регистрируются действия пользователей, делает их разрозненными:

  • Начинается все с онлайн кампаний, данные о которых хранятся в рекламных сервисах.
  • Действия пользователей на сайте или мобильном приложении собираются в системе онлайн аналитики.
  • А реальные продажи, с учетом исполняемости заказов и маржи, обрабатываются в ERP или CMS.

Поэтому для того, чтобы оценить влияние усилий на результат, расходов на привлечение клиентов, на доходы от этих клиентов, вы должны иметь возможность обрабатывать эти данные вместе.

Например, знаете ли вы, на какую сумму сделал клики пользователь, разместивший конкретный заказ?

Вы можете посмотреть отчет Path Length в Google Analytics и убедиться, что большинство заказов делаются покупателями после нескольких визитов.

Если не можете собрать воедино все данные — вы не владеете ими.

Вы можете обработать собранные данные?

Теперь, когда вы собрали все свои горячо любимые террабайты, осталось дело за малым — обработать их. Скорее всего их слишком много для вашего Excel или обычной базы данных, поэтому потребуется специализированное ПО для обработки больших данных. К счастью, на рынке есть большое количество специализированных решений. Но действительно ли они дают вам власть над вашими данными? Два вопроса для самопроверки:

  1. Можете ли вы обрабатывать данные за секунды, вне зависимости от их объема?
  2. Можете ли вы задавать произвольные запросы к данным, а не только наблюдать за заранее составленными отчетами?

Если в сезон продаж отчета приходится ждать часами, а структура отчетов должна быть заранее задана и запрограммирована, то это значит что вы не можете использовать ваши данные, а значит не владеете ими (скорее ваше ИТ владеет вами).

Вы уверены, что данные в сохранности?

Обработка больших данных — это не только ПО, но и железо. Жесткие диски выходят из строя и информация может быть потеряна. Если у вас нет уверенности в сохранности ваших данных — вы не владеете ими. Ладно, владеете, но это временно. Это вопрос времени когда вы их потеряете.

Резюме

Что же значит для бизнеса по-настоящему владеть данными?

Это значит собирать всю необходимую информацию, иметь возможность ее объединить воедино, быстро обработать вне зависимости от размера и быть уверенным, что вы ее не потеряете.

Как это сделать?

Есть разные способы получить власть над своими данными. Я хочу привести четыре основные причины, почему мы используем для этого Google BigQuery.

Это значит собирать всю необходимую информацию, иметь возможность ее объединить воедино, быстро обработать вне зависимости от размера и быть уверенным, что вы ее не потеряете.

1. Его любят приложения

Большинство запросов для обработки данных делают программы, не люди. Для BigQuery есть отличный набор SDK для разных языков программирования, поддержки ODBC драйвера и возможность работы с командной строки.

2. Его любят ИТ

Еще бы — не нужно поддерживать сервера, обеспечивать распараллеливание вычислений, создавать индексы для и заботиться о резервировании данных.

3. Его любят бизнес-пользователи

Любые объемы данных обрабатываются за секунды и от ИТ никогда не услышишь что нужно больше серверов. В тоже время не нужно покупать дорогостоящие лицензии или заключать долгосрочные контракты.

4. Его любит будущее

В современном digital-мире вы никогда не знаете точно, на какие вопросы вам надо будет искать ответы в будущем и какие сервисы для этого потребуются. Но с BigQuery вы можете быть уверенны, что данные будут под вашим контролем — вы всегда сможете их обработать или передать во внешний сервис.

Вас также могут заинтересовать