Трекер Google Analytics 4 дублирует просмотры страниц в Universal Analytics — что делать?

Как вы уже наверняка знаете, Google выпустил новую версию Аналитики — Google Analytics 4, на которую в скором времени придется перейти большинству сайтов. Но поскольку новая версия все еще дорабатывается, многие компании используют одновременно обе версии Google Analytics и периодически сталкиваются с вопросами. Решением одного из таких вопросов мы хотим поделиться в этой статье.

При переходе на Google Analytics 4 некоторые наши клиенты столкнулись с проблемой — после установки и включения трекера GA 4 резко возрастало количество просмотров страниц (pageviews) в Universal Analytics (UA). Когда отключали трекер GA 4, количество просмотров в старой версии GA приходило в норму.

Мы предположили, что трекер GA 4 дублирует хиты при отправке в старый GA, и обратились с этим вопросом в поддержку Google.

Чтобы решить вопрос, коллегам из Google понадобилось некоторое время. В итоге они ответили нам, что это не баг, а фича :) Если вкратце, то UA у клиента был настроен некорректно, поэтому не все хиты учитывались, а GA 4 исправляет эту ошибку и помогает учитывать все хиты. Приводим ответ Google полностью:

«Мы получили новые детали, которые указали на корни проблемы. Мы заметили, что колебание на самом деле началось еще в январе (если установить достаточно длительный период для анализа, то это заметно) и те данные, которые сейчас есть в отчетах Universal Analytics (когда тег с конфигурацией GA 4 включен) выглядят корректными (по сравнению с периодами, когда сбор данных в GA 4 отключали).

Продолжая изучение, мы заметили, что ранее вносились изменения в UA тег в версии 37 контейнера GTM: было добавлено новое поле 'cookieDomain' и его значение было задано как 'true'.

Поле 'cookieDomain' используется для репрезентации домена, который используется UA для создания _ga cookie. Значение этого поля должно или соответствовать действующему домену, или быть задано как 'auto'. Больше информации можно найти в статье.

Тот факт, что значение поля 'cookieDomain' было задано как 'true' (что не является валидным значением), предотвращал создание _ga cookie для UA (где должны храниться clientID и все важные cookie для любого хита, который отправляется).

Таким образом, когда версия GTM №37 была опубликована, это повлекло за собой такие последствия:

  • новые пользователи (те, кто ранее никогда не посещали сайт и те, у кого нет cookie для этого домена) не учитываются, поскольку хит не может быть отправлен при отсутствии cookie. Вернувшиеся пользователи будут учтены, как обычно, поскольку они уже имеют cookie с предыдущих визитов.
  • GA 4 “делится” теми же _ga cookie с UA. Включение тега GA 4 приводит к созданию cookie даже при некорректной настройке 'cookieDomain'. Таким образом, GA 4 “исправляет” некорректную настройку UA и это приводит к тому, что UA снова учитывает всех пользователей, поэтому количество pageviews увеличивается (аналогично с количеством сеансов и пользователей).

Учитывая описанное выше, мы рекомендуем:

  • Или убрать поле 'cookieDomain', или установить его значение как 'auto' (но не 'true'). Значение 'auto' является валидным для этого параметра и это значение поможет GA автоматически идентифицировать наиболее подходящий домен, для которого нужно определить cookie.
  • После того, как для 'cookieDomain’ будет задано значение 'auto', колебаний трафика в отчетах в UA не должно быть. Отчеты в UA сейчас демонстрируют корректные данные. Как было описано выше, UA использует cookie, которые были созданы GA 4, что дает возможность UA учитывать новых пользователей. Тем не менее, мы рекомендуем исправить настройки UA тега на случай, если в будущем в продукте будут какие-то изменения.

Надеюсь, что мне удалось объяснить всё корректно. Это однозначно необычный кейс, поэтому он занял больше времени и потребовал привлечения большего количества людей для изучения и поиска причин».

После этого ответа, мы решили провести небольшой эксперимент, чтобы убедиться, что предложенный Google способ решает проблему.

Порядок действий был таким:

Шаг 1. (день 1) — отключили отслеживание GA 4 и удостоверились, что количество pageviews в ресурсе Universal Analytics снова сократилось.

Шаг 2. (день 2) — исправили значение для поля 'cookieDomain' (задали для него значение 'auto'). В результате количество Pageviews в ресурсе Universal Analytics увеличилось.

Шаг 3. (день 3) — включили отслеживание GA 4 и удостоверились, что в отчетах больше нет колебаний данных.

Эксперимент можно считать успешным!

Думаем, чем больше людей будет переходить на GA 4, тем больше будет таких кейсов. Поэтому, даже если вы не сталкивались с подобной проблемой, поделитесь этим материалом с коллегами — возможно, для них он будет актуальным.

P.S. Как мы уже говорили, большинству из 85% сайтов придется обновить Google Analytics Universal на Google Analytics 4. Остаться на старой версии не получится — скоро она перестанет поддерживаться, а все новые функции и интеграция с Google Ads будут развиваться только в новой версии.

Структура данных в Google Analytics 4 кардинально отличается. Поэтому все отчеты, в которых участвуют данные из GA 4, хочешь не хочешь, а придется переделать.

У OWOX есть решение, которое поможет сделать этот переход максимально безболезненным, сохранить нужные вам отчеты и получать новые без необходимости переписывать SQL-запросы. Этим решением уже воспользовались многие из наших клиентов. Запишитесь на демо — и мы расскажем вам о нем подробнее.

Записаться на демо